Размер:
AAA
Цвет:CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Сведения об образовательной организации


ОБРАЗОВАНИЕ

Уровень образования: дополнительное образование детей и взрослых

Язык образования: русский

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: период учебного года

Срок действия государственной аккредитации: дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей не подлежат государственной аккредитации (Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации")

Структура, осуществляющая обучение: специализированное структурное образовательное подразделение Отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ КЦСОН Дубровского района.

Образовательные стандарты: для дополнительного образования государственных образовательных стандартов в настоящее время не существует

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа "Ключ к себе".pdf

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Ключ к себе» предназначена для коррекционно - общеразвивающей работы с подростками в условиях отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром Государственного бюджетного учреждения Брянской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Дубровского района» (далее КЦСОН Дубровского района).

Создание для подростков совершенно иной – коррекционно-развивающей среды, которая сочетает в себе элементы игровой деятельности и общения, - является одним из существенных моментов в реализации данной программы.

Цели и задачи ее приобретают особую актуальность в работе с подростками из социально неблагополучных семей: научить любить себя и другого человека, понимать его индивидуальность, уметь слушать и слышать, понимать и прощать, быть требовательным и великодушным, уметь разрешать конфликтные ситуации и другие.

Основная форма работы с группой – социально-психологический тренинг.

Цели программы:

Создание условий для успешной социальной адаптации подростков, их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, профилактика школьной дезадаптации и асоциального поведения.

Задачи программы:

Способствовать:

- формированию благоприятного климата в группе, преодолению барьеров в общении, созданию атмосферы доверительности и принятия;

- преодолению застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе через самовыражение в различных видах деятельности;

- осознанию сильных и слабых сторон своей личности, формированию адекватной самооценки;

- обучению / формированию / развитию навыков ассертивного (уверенного, неагрессивного) поведения в различных жизненных ситуациях;

- активизации творческого потенциала участников;

- формированию и развитию нравственного потенциала: воспитание общественно значимых ценностей и качеств личности;

- развитию эмпатии;

- развитию навыков выражения своих мыслей и чувств;

- развитию навыков регуляции своего эмоционального состояния;

- развитию навыков моделирования своего будущего через постановку жизненных целей, оценку ресурсов для их достижения.

Условия проведения занятий

Группы для занятий комплектуются на базе отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром Государственного бюджетного учреждения Брянской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Дубровского района» (далее ОПСЖД) с учетом проблем несовершеннолетних, а также их возрастных особенностей: подростки 12 - 16 лет.

В связи с тем, что в ОПСЖД с максимальной наполняемостью в десять человек направляют несовершеннолетних от 3 до 18 лет, состав группы может варьироваться от 4 и более подростков.

Цикл включает 22 занятия продолжительностью до 90 минут один раз в неделю.

Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Ключ к себе» являются следующие:

1.           Доступность и привлекательность формы проведения занятий.

Каждое занятие имеет в своей структуре развивающие игры и элементы общения (беседа, рефлексия, обратная связь), что соответствует ведущей деятельности подросткового возраста. Доступная и привлекательная форма способствует успешному усвоению содержания каждого занятия, не требует дополнительной мотивации и стимулирования деятельности участников группы.

2.           Актуальность содержания. Каждое занятие цикла помогает подросткам в преодолении той или иной актуальной проблемы: чувство одиночества, комплексы неполноценности, трудности в выражении собственных чувств и мыслей, потребность в самопознании, в самоутверждении, в самореализации, в самосовершенствовании, в самоопределении, в решении проблемных ситуаций и многих других.

3.           Относительная автономность каждого занятия.

С одной стороны, все занятия цикла, способствуя достижению главной цели, расположены в определенной логической последовательности:

1) адаптация,

2) формирование и развитие личностного потенциала,

3) обучение и коррекция поведенческих стереотипов,

4) активизация ресурсов личности для достижения поставленных жизненных целей.

С другой стороны, каждое занятие является достаточно автономным и способствует достижению какой – либо конкретной цели, решению конкретной проблемы. Данная особенность программы обеспечивает эффект завершенности тем подросткам, период реабилитации которых по каким –либо причинам завершается раньше, чем заканчиваются сроки реализации программы в целом.

Этапы работы

Предварительный этап – включает подготовку и проведение диагностики (интеллект, индивидуальные особенности личности и поведения), обработку диагностических данных, комплектацию группы, консультирование педагогов отделения и родителей подростков.

Основной этап – включает проведение цикла тренингов.

Заключительный этап – включает организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы группы в рамках программы.

Структура занятий

Структура занятий способствует поддержанию и развитию групповой динамики. Каждое занятие включает следующие элементы:

·        ритуал приветствия;

·        разминку;

·        основное содержание (3-4 упражнения);

·        рефлексию;

·        ритуал прощания.

 

Ритуал приветствия - важный момент работы с группой, позволяет создавать атмосферу доверия, сплачивать участников. Задача тренера – обеспечить каждому подростку комфортное вхождение в группу.

Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, настрой на продуктивную групповую деятельность.

Основное содержание - набор упражнений, способствующих выполнению конкретных задач.

Рефлексия занятия - оценка занятия в двух аспектах: эмоционально - смысловом и эмоционально - оценочном.

Ритуал прощания - завершение занятия, способствует закреплению чувства единения участников в группе.

Содержание программы

Тематика занятий включает следующие основные блоки:

Блок 1 - адаптационный (коммуникативные тренинги) включает 1 – 6 занятия, направленные на снятие состояния эмоционального дискомфорта, формирование социального доверия, развитие интереса к себе и своим товарищам, формирование чувства команды у членов группы. Фокусировка внимания на собственной личности, на своих представлениях о самом себе. Оптимизация отношения к себе.

Блок 2 – формирующий (тренинги личностного роста) включает 7 - 17 занятия, направленные на развитие познавательной сферы, интуиции, нравственного и творческого потенциала членов группы, обучение эффективным способам снятия внутреннего напряжения, приемам саморегуляции. Создание условий для обеспечения возможности увидеть себя в зеркале собственных представлений и самооценок и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям.

Блок 3 – поведенческий (тренинги ассертивного поведения) включает 18 - 21 занятия, направленные развитие эффективного общения, социальной сенситивности, формирование адекватных форм поведения, на коррекцию зависимости от окружающих, обучение умению самостоятельно решать проблемы, управлять своим состоянием в проблемных ситуациях. Фокусировка внимания на своих привычных способах поведения. Осознание собственных поведенческих стереотипов. Формирование готовности экспериментировать, находить новые способы поведения.

Блок 4 – рефлексивно-оценочный блок - включает 22 занятие, направленное на укрепление положительной самооценки, активизацию личностных ресурсов подростков для достижения своих жизненных целей, побуждение к дальнейшему самопознанию и саморазвитию, подведение эмоционального итога работы группы.

Учебный план

Методы оценки эффективности программы

Параметры статуса

Методы его оценки

1.     Познавательная сфера:

- внимание

-  память

- мышление и речь

- воображение

Таблицы Шульте, «Кодирование» Бурдона, Сюжетные картинки для сравнения.

«10 слов» Лурия, «Пиктограмма», «Запомни рисунки» Немов.

ШТУР, Таблица с логическими задачами и поиском закономерностей,

«5 лишний».

«Дорисуй фигуры» Дьяченко, «Придумай конец истории».

2.     Эмоционально-волевая и личностная сфера:

- тревожность в различных жизненных ситуациях

- самооценка

- уровень притязаний

- взаимодействие со сверстниками

- взаимодействие со взрослыми

-эмоциональное благополучие в группе отделения, школьном классе

Наблюдение, индивидуальная беседа, «Шкала личной тревожности» А.М. Прихожан.

Методика «Самооценка личности»,

Методика «Уровень притязаний», участие в КТД отделения, класса и школы,

Методика Эйдемиллера «Типовое состояние в школе», Анкета для подростка.

3.     Мотивационная сфера:

- отношение к учению

- мотивы учебной деятельности

Анкета.

4.     Неврологические проявления:

- энурез, нарушения сна.

Наблюдения, индивидуальная беседа с педагогами отделения, класса.